Биография

А.П. Иванов

Алексей Петрович Иванов во­шел в историю отечествен­ного вокального искусства как ис­тинный богатырь оперной сцены. Количество испол­ненных им оперных партий, в т. ч. партий первого плана, с точки зрения современных представлений о вокальных возможностях исполнителей действительно является уни­кальным творческим дости­жениям. И это количество ни­когда не приносилось в ущерб качеству исполнения. Артист вошел в историю вокала и как ярчайший представитель бе­режного отношения к велико­му и могучему… Он обладал бе­зупречной певческой дикци­ей, что делало его вокал, смыс­ловое и поэтическое проч­тение музыкальных про­из­ведений понятным и дос­туп­ным для всех его слуша­телей.

Народный артист СССР Алек­сей Петрович Иванов ро­дился в 1904 году в селе Чи­жово Бежицкого района быв­шей Тверской губернии в семье учителя церковно­приходской школы. Когда мальчик подрос, его опреде­лили в эту школу. Там пре­подавалось пение, которым увлекались и в семье Ивано­вых. Маленький Алексей слу­шал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сестры. Вскоре включился в домашний хор и его детский голосок. С тех пор Алексей уже не переставал занимать­ся пе­нием. В реальном учили­ще г. Твери, куда он затем пос­тупил, ставились силами уча­щихся самодеятельные спек­такли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была «пар­тия» Муравья в музыкальной инсценировке «Стрекоза и Му­равей». По окончании училища юноша поступил на физико-матема­тическое отделение Тверского педагогического инс­титута. С 1926 года Алексей Петрович работает препо­давателем физики, механики и матема­тики в школе ФЗУ Тверского вагонострои­тельного завода. В этот период он начинает серьезно учиться нению. В 1928 году он выдержал кон­курсные испы­тания и был принят в Ленин­градскую кон­серваторию. Обу­чаясь в ней, Алексей Петрович продолжал преподавать физи­ку и мате­матику в школах и техникумах Ленинграда.


А.П. Иванов

Вокально­сценические на­выки молодой певец начал приоб­ретать в 1930 году в оперной студии Ленинград­ской консер­ватории. С боль­шой теплотой вспоминает он об исполнении своей пер­вой роли на сцене этой студии — партии Скарпиа в опере «Тоска» Пуччини. Через пятнадцать лет Алексей Ива­нов, завоевавший к тому вре­мени репутацию одного из лучших оперных певцов нашей страны, выступил в Чехословакии на «Пражской весне 1948 года» в оперном спектакле «Тоска» и снова исполнил партию, с которой началась его сценическая деятельность. Дино Бодести пел партию Каварадосси на итальянском языке, выдаю­щаяся чехословацкая певица Ярмила Пехова исполняла роль Тоски по-­чешски, Алек­сей Иванов пел свою партию на родном русском языке. На протяжении этих пятнад­цати лет Алексей Иванов про­шел путь от студента консер­ватории до народного артиста СССР. Большую роль в судь­бе артиста сыграл его па­мятный дебют в оперной студии Ле­нинградской консер­ватории, где он занимался под руковод­ством такого вы­дающегося мастера, как на­родный артист СССР И, Ершов. До сих пор помнит певец не только выс­тупления Ершова на сцене, которые превращались в боль­шое, ра­достное событие в культурной жизни северной столицы, но и указания своего учителя, в особенности во вре­мя подго­товки партии Грязного в «Царской невесте». Занятия с Ершовым много дали Алек­сею Иванову, определили нап-

 

равление его дальнейшей творческой работы.

Значительную роль в фор­ми­ровании его сценического да­рования сыграли годы пре­бы­вания в Ленинградском ака­де­мическом Малом оперном театре, на сцене которого он начал выступать в 1932 году. То был период первых успех­ов советского оперного твор­чества. Алексей Петрович уси­ленно работал над созданием правдивых и жизненно убеди­тельных образов Евгения Лис­тницкого в «Тихом Доне», На­гульнова в «Поднятой цели­не» Дзержинского. Уже в тот пе­риод пристальное внима­ние молодого певца, прив­лекали творческие принципы Станис­лавского, его реформы в об­ласти музыкального теат­ра, его стремление преодо­леть оперные штампы, в жертву которым так часто прино­сились интересы акте­ра-пев­ца, в связи с чем опер­ный спектакль терял цель­ность и распадался на ряд отдель­ных, более или менее удачно спетых партий. В пе­риод рабо­ты в Ленинградском Малом оперном театре певец встре­тился с К. С. Станислав­ским и имел с ним продолжи­тель­ную беседу, во время ко­торой получил ценнейшие указания относительно вопло­щения му­жественных, волевых образов советской оперы. Эти указания помогли Алексею Иванову уже в наши дни с такой проникно­венностью и подлинной артис­тичностью воссоздать на сце­не образ камаринского мужика в одно­именной опере Желобинс­кого. Отлично спел он партию Болконского в «Войне и мире» Прокофьева, Комис­сара в опере Кабалевского «В огне» и поэта К. Ф. Рылеева в опере Шапорина «Декаб­ристы». С большой психологи­ческой глу­биной рисует он мя­тежный дух Рылеева, его высокий патриотизм, граж­данский па­фос, страстную веру в свет­лое будущее Росии. С патети­ческой вырази­тельностью ис­полняет певец в сцене тай­ного собрания декабристов на квартире у Ры­леева его прек­расный монолог «О, Русь моя, мой край родной», сильным драматиз­мом насыщает сце­ну перед казнью. Особенно поэтично и вдохновенно зву­чит в его арии обращение к родной стране: Свобода, Ро­дина, Я с вами, с вами буду до конца!…

…В 1936–1938 годах Алексей Петрович работал в Саратов­ском и Горьковском оперных театрах в качестве солиста. В Саратове он с большим ус­пехом выступил в роли Демона в одноименной опере А. Ру­бинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую харак­теристику лермонтовского ге­роя, найдя выразительные штрихи, отте­няющие его неук­ротимый бун­тарский дух. Вместе с тем певец придает Демону черты подлинной че­ловечности, ри­суя его не мис­тическим су­ществом, а силь­ной лич­ностью, не желающей мирить­ся с окружающей не­справедли­востью. На сцене филиала Большого театра Алексей Иванов в 1938 году дебюти­ровал в роли Риго­летто. Если на западноев­ропейских оперных сценах главным ге­роем «Риголетто» обычно является Герцог, пар­тия кото­рого входит в репер­туар зна­менитых теноров, то в пос­тановке Большого теат­ра ве­дущее значение в соот­ветст­вии с замыслом компо­зитора приобрела судьба шу­та Риго­летто. Алексей Иванов глубоко постиг содержание великого творения Верди, создав под­линно трагический образ, в ко­тором драмати­ческая вырази­тельность соче­тается с про­никновенной трактовкой вока­льной партии.

За годы своей работы в Боль­шом театре артист спел свыше тридцати партий. Осо­бо должна быть отмечена его работа над ролью Беса в опере «Черевички». Здесь он вновь блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, за­конченностью актерского мас­терства. Красивый голос певца особенно ярко проз­вучал в сцене заклинания. Присущее Алексею Иванову чувство юмора помогло ему снять с образа Беса налет фантас­тичности — Иванов рисует его комично-­суетли­вым, вертлявым существом, тщетно пытающимся стать на пути человека. В 1947 году Алексей Петрович впервые исполнил партию Петра в опере Серова «Вражья сила». Перед певцом стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведе­ния центральным образом вместо кузнеца Ерем­ки ста­новился Петр. С этой задачей Алексей Иванов спра­вился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на соз­данный им глубоко правди­вый вокально-сценический об­раз, выразительно оттенив поры­вы мятущегося Петра, резкие переходы от неукро­тимого ве­селья к сумрачной подавлен­ности. Нельзя не за­метить, что артист в этой роли приб­лизился к первоисточнику оперы — к драме Островского «Не   так   живи,  как  хочется» 

и верно понял ее идею, ее эти­ческую направленность.

Горячий темперамент и сце­ническая одаренность всег­да помогают артисту под­дер­живать напряженность дра­матического действия, до­би­ваться цельности оперных образов. Великолепен Алек­сей Иванов в роли Мазепы в опере Чайковского. Он сме­ло вскры­вает противоречия между благодством внешнего обли­ка старого гетмана и его низ­менной сущностью преда­теля, которому чужды добрые человеческие чувства и по­буж­дения. Холодный расчет руко­водит всеми его помыс­лами и поступками. Вот Ма­зепа отдал приказ казнить Кочу­бея — отца Марии. И со­вер­шив это подлое злодея­ние, он нежно обнимает так слепо доверившуюся ему де­вушку и вкрадчиво спраши­вает, кого из двух — его или отца — она принесла бы в жертву, если один из них дво­их должен был бы умереть. Алексей Иванов проводит эту сцену с удивительной психо­логи­еской выразительностью, еще более возрастающей в послед­ей картине, когда Мазепа видит крушение всех своих честолюбивых планов. Ни на дин день не прекра­щает ар­тист напряженной творческой работы, которая приносит такие замечатель­ные плоды. Каждый созда­ваемый им сце­ический образ свидетельст­вует о росте его дарования и мастерства. Алексей Иванов объездил почти весь Советский Союз, гастролируя на оперных сце­нах и в концертных залах. Зару­бежные выступления его начались в 1945 году, когда он получил в Австрии лав­ровый венок с надписью: «Большому артисту от благо­дарного освобожденного горо­да Вены». Певец всегда пом­нит завет М. И. Глинки, неу­станно напоминавшего рус­ским певцам о «свободно лью­щемся звуке, тепло окра­шен­ном и всегда осмыслен­ном». Эти слова невольно вспомина­ются, когда слы­шишь пение Алексея Иванова, когда восхи­щаешься красотой тембра его голоса, его прек­расной дикци­ей, доносящей до слушателя каждое слово.


А.П. Иванов

Свою обширную творчес­кую деятельность Алексей Иванов успевает совмещать с боль­шой общественно­поли­тичес­кой работой. Он был де­пута­том Московского област­ного Совета депутатов трудя­щихся. Артист является пред­седа­телем Республиканской комис­сии и членом Прези­диума Все­союзного комитета по аттес­тации преподавате­лей пения, членом Художест­венного сове­та Всероссийс­кого театраль­ного общества, ведет проф­союзную работу. Свой корот­кий досуг Алексей Петрович уделяет живописи, которой он увлекается с юно­шеского возраста. Как то, после долгой разлуки с род­ными, Алексей Петрович при­ехал на отдых в Чижово. Встреча с земляками была радостной и волнующей. Он усердно помогал матери по хозяйству, плотничал, с ув­лечением удил рыбу на реке Могоче, а вечером в кругу дру­зей детства, сидя на крыльце, пел задушевные русские пес­ни под аккомпанемент гита­ры. С глубоким волнением ду­мал он в эти часы о том, что в на­шей стране каждому пре­дос­тавлены все возможности для развития своего природ­ного дарования.

Артист оставил после се­бя большое музыкальное нас­ле­дие. При жизни певца были изданы десятки грампласти­нок (сольных и с его участи­ем). А в последние годы с по­яв­лением новых музыкальных носителей и возражением не­которого интереса публики к классическому вокалу, про­из­ведения А. П. Иванова ста­ли широко доступны.


А.П. Иванов
 

Афиша КДЦ Афиша КДЦ

Перейти в афишу
 



 

© 2013 Культурно-деловой центр «Домъ Иванова»

+7 (48231) 5-01-55